Punk
- так раньше называли на уличном жаргоне проституток. В этом
значении слово встречается в пьесе У.Шекспира "Мера за меру".
В Америке в начале ХХ века его относят уже к заключённым -
"шестеркам". Позже слово вошло в основной лексикон и сегодня
употребляется в значении "грязь", "гнилье", "отбросы". Панк-рок
60-х годов принято называть "гаражным роком". Он появился
в США в 1964 году, где под впечатлением Beatles и Rolling
Stones возникло огромное количество местных ансамблей. То,
что они играли, заметно варьировалось в зависимости от регионов,
местных музыкальных традиций, но в осном это была смесь блюзовых,
белых народных мотивов с элементами доморошенной музыки скиффл.
Значение этого события трудно переоцинить - впервые с конца
50-х годов у американской молодежи появилась "своя" музыка.
Респектабельные и совершено безобидные пай-мальчики типа Бобби
Ви или Пола Анки, которыми фирмы грамзаписи подменили бунтовщиков-рок-н-рольщиков
на рубеже 60-х годов, испугавшись, как-бы рок-революция не
зашла слишко далеко, были немедленно забыты. Они уступили
свои позиции кумиров молодежи лихому напору свежей энергии,
разбудивших в юных сердцах дух свободы помыслов и действий.
Спустя пару лет это мощное всеамериканское движение вошло
в аналы рок-музыки под вышеупомянутым названием "гаражного
рока". Откуда появилось такое странное название? Все объясняется
очень просто: любительские группы репетировали в основном
в гаражах - больше им просто некуда было деваться. "Гаражные"
панки пели в свое удовольствие, не строили меркантильных планов
и были известны только в среде своих родственников, друзей
и соседей. Их творческие поиски отвечали на запросы не массовой,
а локальной аудитории (школы, колледжа, района). Среди сотен
непрофессиональных ансамблей тех лет едва ли наберется два
десятка записавших на студии хотя бы одну грампластинку. Но
в музыке они нашли самовыражение, почувствовали возможность
раскрепоститься от заложенной обществом и родителями закомплексованности,
хотя бы ненадолго стать самими собой, и поэтому вкладывали
в произведения все накопившееся чувства, всю душу. Сегодня
судить о "гаражном роке" можно только по немногим уцелевшим
записям тех лет. Все же эра совершенно игнорируемых шоу-бизнесом
панк-групп 60-х годов была непродолжительной. Это объясняется
быстрым ростом числа музыкальных групп и расширением границ
рок-музыки, переходом к прогрессивному року, а также развернувшимися
как раз в тот период поисками новых стилей и направлений,
которые были предопределены стремительным прогрессом в области
музыкальной и звукозаписывающей техники. К концу 1967 года
все панк-группы в США либо распались, либо оказались вовлеченными
в прочие музыкальные течения. В дальнейшем, до середины 70-х
годов течения, идейно близкого гаражному року, не существовало.
Однако стремление играть простую, агрессивную рок-музыку с
элементами эпатажа не покидало отдельных представителей молодежной
субкультуры, тех, кому самодеятельная бескомпромисность гаражного
рока пришлась по душе. А зерна этого стиля оказались щедро
разбросаны по всей Америке. Всходы, правда появились лишь
местами: в Нью-Йорке, Чикаго, Детройте, где во второй половине
60-х годов возникли группы MC5, Velvet Underground и Iggy
Pop, the Stooges. Эти ансамбли со временем стали общепризнанными
предтечами панк-рок-движения 70-х годов. MC5 (Motor City Five
- "Пятерка из города моторов", то есть Детройта, центра автомобильной
промышленности в США) обладала громким, жестким саундом. Яростный
антиобщественный настрой музыкантов выражался в текстах песен
и поступках исполнителей. Их деятельность в общих чертах очень
походит на классический вариант более поздней панк-группы,
за исключением маленькой детали: MC5 в духе 60-х годов были
уверены, что рок-н-ролл способен изменить в мире все, что
угодно... Velvet Underground возводили уродство в ранг красоты
и были еще более удивительным ансамблем для своего времени.
В пору расцвета культуры хиппи и лозунгов типа "непротивления
злу насилием", они поднимали в своих произведениях темы, на
которые было наложено табу: половые извращения, растущее потребление
наркотиков, социальное отчуждение, жестокость общества, полная
безысходность и разочарование в будущем среди молодежи. Эти
проблемы усиленно обходились всеми, хиппи просто предлагали
уйти от них в мир собственных иилюзий. А в музыке и текстах
песен Velvet Underground явственно слышалось разрушающее действие
современной цивилизации, звучал, что называется, набат. Stooges
олицентворяли собой третью составную часть панк-рока - визуальную.
Лидер ансамбля Игги Поп бесился и бесчинствовал на сцене:
он мог спокойно снять штаны во время концерта или расцарапать
себе грудь до крови, или плюнуть в публику, набрав в рот побольше
слюны. Первое выступление Iggy Pop & the Stooges в 1967 году
в городе Эрр Арбор (штат Мичиган) описывается американскими
критиками таким образом: "Игги извивался всем телом, испуская
нечленораздельные вопли, размазывал по голому торсу кровавые
куски мяса, делал вид, будто режет себе кожу куском стекла,
потом с разбега прыгал в зрительный зал. Все действо совершалось
под примитивный и очень громкий рок". К счастью или к сожалению,
но в те годы заряд ненависти, выплеснутый в эйфоричную среду
полунаркоманов, прошел мимо цели. Большинство слушателей тогда
не приняли ни музыки, ни идей MC5, Velvet Underground и Stooges.
Мнение было общепризнанным: хуже не бывает. Однако среди американской
элиты нашлись-таки немногие, кто по достоинству оценил работы
этих групп. Среди них были вполне известные в США личности:
например, авангардист, художник поп-арта, кинорежиссер Энди
Уорхолл, который на первых порах взял "под свое крылышко"
Velvet Underground. Может быть, богемные "мальчики" просто
пресытились роскошной и беззаботной жинью и решили вкусить
чего-нибудь эдакого? Вполне вероятно. Но может быть и другое:
интеллектуальная богема оказалась в состоянии первой почувствовать
обострение застарелого кризиса в развитых странах мира, особенно
в США: кризиса морали, человеческих и общественных взаимоотношений,
кризиса власти.
|
|